Комментарий к ЗЗПП

Комментарий к статье 21

Пункт 1 комментируемой статьи рассматривает два обстоятельства, при которых устанавливаются различные сроки замены товара ненадлежащего качества.

В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) —в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования.

Срок замены товара увеличивается до одного месяца, если на день предъявления требования у обязанного лица отсутствует необходимый товар. Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в указанных случаях срок замены определяется сроком очередной доставки соответствующего товара в эти районы.

Необходимо заметить, что факт отсутствия товара должен быть документально подтвержден продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Государственный антимонопольный комитет РФ своим приказом от 20.05.98 № 160 утвердил разъяснения, в которых отметил, что если потребитель предъявил продавцу (изготовителю ) требование о замене товара ненадлежащего качества на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены поставки товаров вследствие непреодолимой силы, то в соответствии с п.1 ст. 416 ГК РФ обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное требование из перечисленных. в п. 1 ст. 503 ГК РФ (п. 1, 3 ст. l8 Закона о защите прав потребителей). Бремя доказывания невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые не может отвечать продавец (изготовитель), а также принятия последним всех необходимых мер для выполнения требований потребителя в указанных случаях лежит на продавце (изготовителе).

Если потребитель предъявляет требование о замене товара в связи с недостатком в основном товаре, замене подлежит товар в целом, т.е. совокупность составных частей, составляющих товар, а также его принадлежности.

В случае, если для замены товара потребуется более семи дней, то есть товар будет направлен на экспертизу, потребитель вправе воспользоваться п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей.

Потребитель вправе потребовать у продавца (изготовителя либо уполномоченной организации или уполномоченного ИП) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара предоставления ему безвозмездно и за свой счет во временное пользован е на период замены товар длительного пользования, обладающий эти ли же основными потребительскими свойствами. Надо заметить, что ФЗ № 234 внес изменение в понятие товара, который должен быть предоставлен на замену. В старой редакции это звучало как «аналогичный товар дли тельного пользования» теперь это «товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами», то есть товар должен быть не только аналогичным (та же марка, тот же артикль), но и обладать теми же основными потребительскими свойствами, такими как: функциональное назначение, способы использования и эксплуатации, безопасность, надежность и другие.

Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с п. 2 ст. 20 (Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55).

Законодательство также определяет, что товар, на который производится замена товара ненадлежащего качества, должен быть новым, не бывшим в употреблении.

Немаловажно для потребителей также иметь в виду, что при замене некачественного товара гарантийный срок на новый (или замененный) товар начиняет течь заново.

На наш взгляд будет уместно в рамках комментария к данной статье пояснить потребителю процессуальный порядок замены товара ненадлежащего качества

Как пояснил Пленум ВС РФ (в своем постановлении от 29.09.94 № 7), Законом РФ «О защите прав потребителей» не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей товаров (работ, услуг), однако по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен такой порядок (например, ст. 797 ГК РФ). Учитывая это, судья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ должен возвратить исковое заявление, если потребителем не был соблюден предварительный внесудебный порядок рассмотрения этих споров и такая возможность не утрачена. При этом необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции РФ и названному выше Закону РФ (п. 5 постановления № 7).

Нельзя согласиться с утверждением Пленума ВС о том, что Законом о защите прав потребителей не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителя. Так, например, в п. 1 ст. 21 говорится о требовании замены товара с недостатками, то есть потребитель должен предъявить продавцу требование и конечно же только в письменной форме. А это уже претензионное производство, которое и является предварительным этапом защиты нарушенных прав потребителя.

Надо заметить, что некоторые нормативные акты прямо указывают на досудебный порядок урегулирования определенной категории споров.

Обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования

споров, если такой порядок предусмотрен законом или договором, требуют ст. 131-132,135 ГПК РФ.

Претензия может быть составлена в произвольной форме.

Обязательно нужно указать:

— кому направляется претензия, адрес нахождения организации или места жительства ИП;

— кто направляет претензию, адрес проживания, контактные телефоны;

— далее — в отдельной строке:

а) изложить обстоятельства дела и существо претензий, для обоснования претензий желательно ссылаться на соответствующие статьи законов,

6) четко сформулировать требования,

в) указать намерения в случае, если требования не будут удовлетворены в добровольном порядке.

К претензии прилагаются все имеющиеся документы:

— копия товарного (кассового) чека;

— копия гарантийного талона;

— копии актов, справок и др. документов.

Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых  передается продавцу (изготовителю, исполнителю), а на втором, который остается у потребителя, проставляется подпись лица, кто получил претензию, и дата.

Если продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается подписывать экземпляр претензии или не принимает его, наилучший способ отправить его по почте - заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

В случае отказа от исполнения требований, предъявленных в претензии, продавец (изготовитель, исполнитель) должен изложить основания отказа в виде резолюции на претензии или в отдельном документе.

Как уже было ранее сказано, Законом о защите прав потребителей предусмотрена ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за отказ в добровольном порядке удовлетворить обоснованные требования потребителя. Добровольное удовлетворение обоснованных требований потребителя - это обязанность продавца (изготовителя, исполнителя). А вот досудебное предъявление требований о защите своих нарушенных прав - это право потребителя. Он по своему усмотрению может либо предъявить требование продавцу (изготовителю, исполнителю), либо сразу обратиться с иском в суд. Только требование о возмещении морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав продавцом (изготовителем, исполнителем), может быть удовлетворено только в судебном порядке (ст. 15 Закона о защите прав потребителей).

Закон о защите прав потребителей также предусматривает судебную защиту прав потребителей и закрепляет, что защита прав потребителей осуществляется судом.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Формой обращения в суд по делам искового производства является исковое заявление.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме (оно может быть написано от руки или напечатано).

В заявлении должны быть указаны (ст.1 З 1 ГПК РФ):

1)наименование суда, в который подается заявление;

2)наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

З)наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения; для того чтобы в случае необходимости можно было связаться с ответчиком, надо указать также его фактический адрес и телефоны руководителей;

4)в чем заключаются нарушение или угроза нарушения прав, свобод или охраняемых законом интересов истца и его требования;

5)обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;

6)цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7)сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором сторон.

Так, например, досудебный порядок предусматривается по искам о перевозках (к транспортным организациям). Так что если подается иск, например, в отношении пропавших из багажа вещей, то необходимо в установленные сроки подать организации-перевозчику претензию, если этого сделано не было, то исковое заявление судом принято не будет;

8) перечень прилагаемых к заявлению Документов.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность исковых требований.

Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Исковое заявление составляется в нескольких экземплярах, количество которых зависит от числа ответчиков.

К заявлению прилагаются:

- документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается истец в тексте искового заявления и тем самым служащими доказательством обоснованности исковых требований, а также копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют (например, договор, квитанции об оплате, товарные и кассовые чеки,

гарантийный талон, акты экспертизы, медицинские справки, претензия и т.д.);

- доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен законом или договором (например, иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа, - к организации-перевозчику в установленном порядке должна быть предъявлена претензия. К заявлению должна быть приложена копия претензии с доказательством ее получения ответчиком;

- расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

Желательно к заявлению приложить копии документов, подлинники можно будет предъявить во время судебного разбирательства.

Еще совет, для облегчения защиты своих прав в суде, рекомендуем сделать со всех документов, которые предъявляются на рассмотрение в суд, копии, то есть сделать копию дела. Это облегчит подготовку к судебному разбирательству.

О подсудности речь шла ранее (комментарий к ст. 17), лишь повторим.

Иски по защите прав потребителей предъявляются по выбору истца:

- по месту жительства или пребывания истца;

- по месту нахождения ответчика (а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства);

- по месту заключения или месту исполнения договора.

Исковое заявление можно отправить по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении).

Посылая документы в суд по почте, необходимо сохранить почтовую квитанцию на случай утери письма.

Часто у потребителей возникает вопрос по поводу продажи товара, бывшего в употреблении, и о возможности его обмена в случае обнаружения ненадлежащего качества товара.

Особенности продажи непродовольственных товаров, бывших в употреблении, регламентированы Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55.

При продаже информация о бывших в употреблении товарах должна содержать сведения о состоянии товара, имеющихся в нем недостатках, проведенных в отношении товара санитарно-противоэпидемических мероприятиях, технических характеристиках (для технически сложных товаров), назначении товара и возможности использования его по назначению или для иных целей. Данные сведения указываются на токарном ярлыке.

В случае если к продаже предлагается бывший в употреблении товар, в отношении которого должна быть предоставлена информация о подтверждении его соответствия установленным требованиям, сроке годности или сроке службы, однако такая информация отсутствует, продавец при продаже указанного товара обязан информировать покупателя о том, что соответствие товара установленным требованиям должно быть подтверждено, на него должен быть установлен срок годности или срок службы, но сведения об этом отсутствуют.

Не подлежат продаже бывшие в употреблении:

- изделия медицинского назначения;

- лекарственные средства;

- предметы личной гигиены;

- парфюмерно-косметические товары;

- товары бытовой химии;

- бельевые изделия;

- швейные и трикотажные, чулочно-носочные изделия; - посуда разового использования.

Бывшие в употреблении товары должны пройти предпродажную подготовку. Она включает в себя:

1)         осмотр товаров;

2)         рассортировку их по видам и степени утраты потребительских свойств;

3)         проверку качества, работоспособности товаров и комплектности товаров, а также наличия необходимой документации.

При передаче технически сложных бытовых товаров, бывших в употреблении, покупателю одновременно передаются (при наличии у продавца) соответствующие технические документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации), а также гарантийный талон на товар, подтверждающий право покупателя на использование оставшегося гарантийного срока.

Покупатель, которому продан бывший в употреблении товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему вы бору предъявить требования, предусмотренные п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителя.

Надо заметить, что требование полного возмещения убытков, причиненного покупателю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, либо требование замены товара на товар надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить