Комментарий к ЗЗПП

Комментарий к статье 19

Сразу заметим, что наименование ст. 19 «Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара» не соответствует содержанию статьи. Будет правильнее именовать ст. 19 «Сроки обнаружения недостатков товара, переданного потребителю».

Как правило, покупатель вправе предъявить свои требования продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в связи с недостатками товара, обнаруженными только в пределах сроков, которые определены в ст. 477 ГК РФ и ст. 19 Закона о защите прав потребителей.

Если на товар не установлен гарантийный срок, или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.

Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.

B случае, когда на комплектующее изделие в договоре купли-продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.

Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.

B отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.

B случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее 2 лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Сроки обнаружения недостатков начинают течь в период после того, как товар принят покупателем. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Абзац 2 п. 2 ст. 19 Закона о защите прав потребителей и Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.0 1.98 № 55, устанавливают, что для сезонных товаров (одежда, обувь и др. изделия) сроки заявления претензий исчисляются с момента наступления соответствующего сезона.

Однако необходимо различать обувь сезонного и несезонного назначения.

B случаях приобретения обуви несезонного назначения гарантийные сроки исчисляются со дня продажи-покупки обуви.

На обувь сезонного назначения отечественного и импортного производства, приобретенную до наступления сезона, гарантийные сроки исчисляются с начала соoтветствующиx сезонов, срок наступления которых определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей. B случае обнаружения недостатков товара до начала течения гарантийного срока, предусмотренного для сезонного товара, потребитель вправе требовать замены товара до начала течения гарантийных сроков. Обязанности по доказыванию причин и времени возникновения недостатков, ответственность продавца(изготовителя) за них определяются в соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 18 и п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей, как если бы гарантийный срок не был установлен.

B тех случаях, когда товар, имеющий сезонное назначение, приобретен в сезон, и в последствии в нем были обнаружены недостатки, не оговоренные продавцом, покупатель имеет право предъявить претензию по поводу проданного товара в течение установленного гарантийного срока или в пределах двух лет, если гарантийный срок не установлен, с момента приобретения товара.

Что же делать потребителю, если сроки обнаружения недостатков истекли (по истечении 2 лет)?

B этих случаях требование может быть предъявлено только при выявлении существенного недостатка, только изготовителю товара и только о безвозмездном устранении таких недостатков. Однако условие обязательного наличия вины изготовителя заменено на общее положение, аналогичное норме об ответственности продавца, установленной п. 1 ст. 476 ГК РФ — потребитель должен доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента, доказывая тем самым отсутствие своей вины в нарушении соответствующих правил пользования, хранения или транспортировки товара.

Исключение вины изготовителя как условия его ответственности связано с правилом об ответственности предпринимателей без вины,

в том числе за случайное возникновение недостатков (ст. 401 ГК РФ). Изложенное положение является исключением из общего правила о возложении риска случайной гибели или случайного повреждения имущества на его собственника (ст. 211 ГК РФ). Однако это не исключает освобождение изготовителя от ответственности, если недостатки возникли в результате действия непреодолимой силы (ч. 4 ст. 13 Закона

о защите прав потребителей).

От «сроков обнаружения недостатков переданного товара» необходимо отличать «сроки извещения продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи».

Согласно ст. 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-прoдaжи в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

B противном случае продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования илы влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.

B случае, если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют. условиям договора купли-продажи, он не вправе ссылаться на данные положения.

B последние 3 года наибольший интерес у потребителя вызывает дистанционный способ продажи товара (подробнее комментарий к ст. 26.1). Абзац 3 п. 2 ст. 19 устанавливает порядок исчисления срока предъявления требований в отношении недостатков товара, который продается дистанционным способом. При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает право потребителя в случае выявления существенных недостатков товара предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. C понятием существенных недостатков связано усиление ответственности путем увеличения срока для обнаружения таких недостатков. Правда, это правило применимо только, если предъявляется требование о безвозмездном устранении таких недостатков.

Указанное требование может 'быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю, если этот срок не установлен.

Если указанное требование не удовлетворено, законодатель устанавливает право потребителя предъявить другие тpебoвaния, предусмотренные п. 3 ст. 18, — возвратить товар и потребовать возврата уплаченной суммы в случаях, если требование о безвозмездном устранении существенных недостатков не удовлетворено в течение 20 дней со дня предъявления или обнаруженный недостаток является неустранимым.

Надо заметить, что 20-дневный срок установлен именно для устранения существенных недостатков, для устранения иных недостатков срок установлен ст. 20 Закона о защите прав потребителей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить