Комментарий к ЗЗПП

Комментарий к статье 29

При анализе статьи усматривается большая схожесть ее норм с нормами, регламентирующими правовые последствия продажи товара с недостатками.

Комментируемая статья определяет правовые последствия в случае ненадлежащего качества выполненных работ (оказанных услуг).

В соответствии с этой статьей потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе имеет право требовать от исполнителей:

- безвозмездного устранения недостатков;

- соответствующего уменьшения стоимости выполненной работы (услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

- возмещения понесенных потребителем расходов на исправление недостатков своими силами или третьим лицом.

При этом удовлетворение требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки.

Помимо указанных правовых последствий, потребителю предоставляется право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Закон устанавливает три основания расторжения договора потребителем при обнаружении недостатков выполненной работы (оказан¬ной услуги):

- неустранение недостатков в установленный договором срок;

- обнаружение существенных недостатков работы (услуги);

- обнаружение иных существенных отступлений от условий договора.

Независимо от характера предъявленных требований потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками работы (услуги).

Пунктом 2 установлен порядок определения иены выполненной работы (оказанной услуги) при возвращении ее потребителю в связи с расторжением договора или ее уменьшения. Этот порядок соответствует порядку, установленному для соответствующих случаев по до¬говору купли-продажи (п. 3-5 ст. 24).

Согласно п. 3 требования потребителя в связи с недостатками работы (услуги) могут быть предъявлены в случае их обнаружения при сдаче-приемке выполненной работы (услуги), в ходе ее выполнения, а если невозможно обнаружить недостатки при принятии работы (услуги) - в сроки, установленные данным пунктом. В последнем случае речь идет о так называемых скрытых недостатках, которые невозможно обнаружить при приемке работы (услуги).

Такими сроками в комментируемой статье названы гарантийный срок, если недостатки не являются существенными, и срок службы, если обнаруженные недостатки являются существенными.

В случае, когда гарантийный срок на работу (услугу) не установлен, потребитель может предъявить соответствующие требования, если недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня принятия работы (услуги) или пяти лет со дня принятия строений

и иного недвижимого имущества. При этом ответственность исполнителя может наступить только в том случае, если потребитель докажет, что недостатки работы (услуги) возникли до ее принятия или по причинам, возникшим до этого момента, т.е. не по вине потребителя.

Согласно п. 4, когда исполнитель не установил гарантийный срок на результат работы (услуги), он несет ответственность за их недостатки лишь в том случае, если потребитель докажет, что они возникли до принятия им работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. В том случае, когда гарантийный срок установлен, бремя доказывания причины возникновения недостатков возлагается на исполнителя, который должен доказать, что недостатки возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Если исполнитель этого не докажет, он несет ответственность за недостатки работы (услуги).

Пункт 5 регулирует условия предъявления потребителем требований, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пять лет для недвижимости) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух (пяти) лет. В этом случае потребитель вправе предъявить соответствующие требования, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Таким образом, в указанном случае вопрос решается аналогично случаю, когда гарантийный срок не установлен.

Перед непростым выбором оказываются и контрагенты потреби¬теля. С одной стороны, им выгодно гарантийный срок не устанавливать или устанавливать его менее двух (пяти) лет. С другой - установление гарантийного срока более продолжительного, чем срок, установленный законом, может привлечь потребителей и увеличить объем продаж. Решение, очевидно, зависит от качества и надежности товара (работы, услуги).

Под существенными недостатками выполненной работы (оказан¬ной услуги) и иными отступлениями от условий договора, дающими потребителю в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей право отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, следует понимать неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после из устранения, или другие подобные недостатки.

Согласно п. 6 потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков при соблюдении следующих двух условий:

- существенный недостаток обнаружен по истечении двух (пяти) лет со дня принятия работы (услуги), но в пределах установленного срока службы или в течение десяти лет с этого момента, если срок службы не установлен;

- потребитель должен доказать, что существенный недостаток возник до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае если ремонт не произведен в течение 20 дней со дня предъявления требования или недостаток является неустранимым, потребитель вправе предъявить одно из требований:

- соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

- отказа от .исполнения договора о выполнении работы (оказании услужи) и возмещения убытков.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить