Порядок действий потребителя в случае обнаружения недостатка в товаре. Права и обязанности потребителя

 

Сегодня многие потребители зачастую не знают свои права и порядок действий при обнаружении в товаре, на который установлен гарантийный срок, недостатка. Наиболее актуальна тема бытовой техники и сотовых телефонов.

1. При покупке бытовой техники постарайтесь получить от консультанта магазина наиболее максимальную информацию об интересующем Вас товаре, его производителе. После оплаты обязательно проверьте покупку, даже если продавец магазина говорит Вам о том, что товар прошел предпродажную подготовку и был проверен перед подачей в торговый зал. Проверьте комплектацию, заполнение гарантийного талона и наличие технической документации.

Если Вы приобрели крупногабаритную технику, и она была доставлена Вам работниками магазина, не старайтесь быстро заполнить доставочный талон и отпустить рабочих. Освободите товар от упаковки, внимательно осмотрите его. Проверьте наличие технической документации, гарантийного талона и комплектацию. Только после этого сделайте соответствующую запись в доставочном листе.

В случае обнаружения недостатка в товаре на этом этапе, (помятый корпус, недокомплектация, или отсутствие необходимых документов к товару) обязательно занесите эту информацию в доставочный талон. В зависимости от недостатка Вам обменяют товар или довезут недостающие детали к товару и необходимую техническую документацию.

2. Если недостаток в товаре обнаружился в процессе эксплуатации, до окончания гарантийного срока, то согласно ст. 18 п.6 Федерального закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей», в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В этом случае Вам необходимо обратиться письменно с претензией в 2-х экземплярах к руководителю предприятия, в котором был приобретен данный товар. На Вашем экземпляре принявший ее продавец должен поставить свою подпись и дату принятия претензии.

Согласно ст. 18 п.1 Федерального закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей», Вы как потребитель имеете право:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Согласно ст. 18 п.5 Федерального закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей», продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. Необходимо иметь в виду, что проверка качества товара - понятие более широкое и может включать в себя проведение экспертизы. Экспертиза товара проводится, как правило, специальными экспертными организациями и является дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

По соглашению между потребителем и продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), потребитель может не передавать товар для проверки качества (экспертизы) продавцу, а представить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец должен возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, поскольку п.5 ст.18 Закона о защите прав потребителей предусматривает проведение экспертизы за счет продавца. Надо заметить, что если заключение экспертизы установит, что недостатки товара возникли не по вине продавца (изготовителя), потребитель будет обязан возместить ему расходы на проведение экспертизы, а также расходы, связанные с хранением и транспортировкой товара.

3. Что касается требований при обнаружении недостатка в сложно технических товарах, то порядок действий потребителя остается таким же, как и в первом случае. При подаче письменной претензии потребитель, согласно ст.18 п.1 Закона о защите прав потребителей, имеет право:

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы;

потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Но установлен срок предъявления таких требований в отношении технически сложных товаров – 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.

В случае пропуска данного срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков (вместо предъявления требований о замене товара потребитель вправе в соответствии с гражданским законодательством отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы), утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 "Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков". В данный перечень входят:

1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним

2. Мотоциклы, мотороллеры

3. Снегоходы

4. Катера, яхты, лодочные моторы

5. Холодильники и морозильники

6. Стиральные машины автоматические

7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами

8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы

Следует признать, что за прошедшие с момента принятия данного Постановления более чем 11 лет утвержденный им перечень устарел катастрофически, он совершенно не учитывает реалий сегодняшнего дня. В данный перечень не входят небольшие воздушные суда, которые также могут продаваться в розницу, как и яхты. В перечень не входят телевизоры, плазменные и панели, крупные кухонные агрегаты, а также еще множество товаров, которые ни по технической сложности, ни по цене, ни по иным параметрам не уступают товарам, включенным в перечень. Кроме того, перечень не учитывает то, что за прошедшее время существенные изменения претерпели сами понятия, обозначающие товары, включенные в него. Под персональным компьютером сегодня в большей степени понимается ноутбуки, либо те же компьютеры, которые ранее назывались персональными, сегодня обозначаются как настольные. При решении вопроса о том, какие требования может предъявить потребитель в отношении товара, отнесение которого к указанному перечню вызывает сомнения, следует исходить из смысла использованных в нем терминов на тот момент, когда принималось Постановление N 575, то есть в 1997 году.

Под существенным недостатком понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

А теперь поговорим о сроках:

1.Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером): срок устранения недостатков товара согласно ст.20 Закона о защите прав потребителей, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней, если срок устранения недостатков товара не определен письменно, эти недостатки должны быть устранены незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения.

В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых запасных частей (деталей, материалов), не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.

2.Замена товара ненадлежащего качества согласно ст.21 Закона о защите прав потребителей, в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет.

3.Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя: согласно ст.22 Закона о защите прав потребителей требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение выше указанных сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара.

Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

 

{vkcomments}

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить